Бедность — понятие относительное. По данным Росстата, меньше прожиточного минимума получает 15% населения России. А что происходит в других странах? Бунты «желтых жилетов» во Франции заставили говорить о французских бедняках. В Гонконге народ из экономии снимает пятиметровые квартиры . А в Германии банками благотворительной еды пользуется огромное количество граждан.
фото: AP
Цвет настроения желтый
По данным Всемирного Банка, порог абсолютной бедности — $1,9 в день. На наши деньги — 132 рубля (получается 4 000 в месяц).
За этой чертой в мире живут около 760 млн. людей, больше десяти процентов человечества. Причем такой порог уставлен только для наименее развитых стран.
Для категории стран с доходами ниже среднего (к ним относятся, например, Индия и Египет) Всемирный Банк установил порог бедности в $3,2 в день (6 680 в месяц).
Для более богатых государств вроде Бразилии и Турции — 5,5$ (11 тысяч в месяц).
В Евросоюзе и Северной Америке этот показатель намного выше — $21,7 в день. В месяц это $651 (45 000 рублей). Но часто даже люди, которые зарабатывают больше, считают себя малоимущими.
«Мы живем в постоянном стрессе, — приводит The New York Times слова участника протестов во Франции, активиста «желтых жилетов» Фабриса Жирардана. — К концу каждого месяца мы спрашиваем себя, дотянем ли мы до зарплаты».
Какую же зарплату «жилеты» по факту считают нищенской? От 1200 до 1400 евро. Но протестуют-то владельцы машин! Обладание собственным авто в России никак не вяжется с бедностью. А вот во Франции — вполне. В сельских регионах общественный транспорт развит слабо, добраться до работы часто можно только на авто.
Жители французского городка Гер рассказали The New York Times, что нередко им приходится топить дома зимой дровами и хворостом. Системы центрального отопления нет, электричество дорогое. И ведь речь идет не о нищих или иждивенцах. Это дальнобойщики, грузчики, электрики, медсестры, строители… Тяжелым трудом они зарабатывают чуть больше размера социального пособия.
Один из них — житель Гера Флориан Ду, грузчик на складе. Женат, есть девятилетний сын. Флориан не помнит, когда последний раз был в отпуске, ребенок — в летнем лагере, а жена — в ресторане. Львиную долю зарплаты в 1300 евро «откусывают» налоги и счета за электричество. В результате остаток месяца семья перебивается дешевыми сосисками.
Да, голодная смерть им не грозит. Но понятие бедности завязано не только на деньгах. Люди, чей доход заметно ниже, чем в среднем по стране, ощущают оторванность от общества. Соседи по воскресеньям ходят в рестораны и пабы, летом ездят в отпуск, а мы что, хуже них?
Поэтому опросы часто фиксируют парадоксальную статистику: люди в развивающихся странах чувствуют себя счастливее, чем в развитых (в 2018 году Панама и Бразилия в рейтинге World Happiness Report обогнали Испанию).
Клиенты банков еды
В Германии безработица ниже, а зарплаты выше, чем во Франции. Но и там есть нуждающиеся. Для них в 19930-м создали первый немецкий «банк еды» — Berliner Tafel. Волонтеры договариваются с супермаркетами, чтобы непроданные, но еще съедобные продукты, отправляли не на свалку, а в пункты сортировки и раздачи. Обратиться за бесплатной едой может любой человек: никаких подтверждений бедности Berliner Tafel не требует.
В разговоре с корреспондентом «МК» создатель и глава Berliner Tafel Забине Верт рассказала: она считает малоимущими тех, чей доход ниже 800 евро в месяц. Есть среди них и пенсионеры. «Политики неправильно борются с причинами бедности, — говорит Сабине. — Квартиры в Берлине долгие годы не строились. В результате возник дефицит жилья, те, кто не мог себе его позволить, были оттеснены на окраины».
А тут еще грянул миграционный кризис, львиная доля госденег досталась в виде пособий новоприбывшим. «Конечно, люди недовольны. У них возникает впечатление, что все делается только для беженцев», — замечает глава Berliner Tafel.
На помощь «банков еды» в Германии полагаются примерно 1,5 млн. человек. Во Франции — около 3,5 млн., в Великобритании — почти миллион. В Соединенном Королевстве подобные организации появились чуть ли не позже всех: до финансового кризиса 2008-2009 гг. британцы не слишком то нуждались в бесплатной еде.
Но экономический спад все изменил. По данным последнего доклада организации Joseph Rowntree Foundation, около 14 млн. британцев (почти пятая часть населения) живут в бедности. Для пары без детей порог бедности составил 255 фунтов стерлингов в неделю, для родителей-одиночек с двумя детьми — 306. В течение последних лет число бедных в Великобритании растет, причем большая часть из них (8, 2 млн.) — работающие люди.
Мать-одиночка Вики Джонс, ставшая героиней сюжета на британском телеканале 4 Chanel, одна из них. Она трудится в детском саду, но зарплаты едва хватает, чтобы прокормить дочку. Большая часть денег уходит на аренду однокомнатной квартиры в Лондоне и детский сад. На остальное остается не больше 17 фунтов в день.
Вики работает только 16 часов в неделю. Она бы зарабатывала больше, если бы трудилась, как все, 40 часов. Но тогда бы пришлось тратить больше денег на детский сад. Получается замкнутый круг.
В США порогом нищеты считается месячный доход в 2300$ на семью из четырех человек. За этой чертой живет каждый восьмой американец. Особенность местной бедности в том, что она тесно связана с цветом кожи. Как пишет The Economist, доходы чернокожих и латиноамериканских работников заметно ниже, чем у их белых коллег.
Гробоквартирники
Впрочем, жизнь британских и американских малоимущих может показаться вполне безоблачной, если взглянуть, как живут бедняки в Китае. Для них порог бедности, по разным оценкам — от $2 до $1,5 в день.
В материковой части Поднебесной основные очаги нищеты сосредоточены в сельской местности. Хотя за последние годы стране удалось проделать значительные успехи в деле борьбы с бедностью, по оценкам благотворительной организации Borgen Project, нищими в Китае могут считаться более 80 млн. человек.
Дело в том, что амбициозные экономические реформы Китая были нацелены на промышленность и города. Про крестьян в этом дивном новом мире не то что забыли. Вплоть до недавнего времени им было запрещено перебираться в города и даже в другие сельские регионы. Привязанные к родной деревне, они продолжали вести хозяйство примитивными способами. На этом много не заработаешь, к тому же любой неурожай грозил семьям фермеров катастрофой.
Недавно сельским жителям разрешили переезжать в города, но только на окраины. А жилья в перенаселенном Китае и без того не хватало. В результате появилось такое явление, как «квартиры-гробы» — жилые пространство размером пять квадратных метров, а то и меньше. Больше всего их скопилось в Гонконге: свободного пространства там катастрофически мало, а желающих попытать счастья в одной из самых богатых частей страны — предостаточно.
В «гробоквартирах» нередко ютятся по несколько человек. Амбициозная молодежь приезжает в Гонконг, стремясь обогатиться. А пока золотые горы возникают только в воображении, можно и перебиться. Тем более, что выбора нет: аренда мизерного пространства в пять квадратов, по данным Business insider, обходится местным жителям почти в 500$. Если хочется еще дешевле, то можно снять себе капсульное койко-место. Так поступил 62-летний Саймон Вонг, который живет в «квартире», в которой едва помещается он сам и пара его рубашек, а встать в полный рост просто невозможно. Зато и платит он за апартаменты всего 226$ .
Однако пробиться в верхи удается не всегда и в подобных квартирах можно задержаться до самой старости. Таких комнатушек в Гонконге насчитывается около 88 тыс., а ютятся в них 200 тыс. человек. И хотя, ООН официально осудила подобную практику как «унижение человеческого достоинства», «квартиры-гробы» продолжают пользоваться спросом.